Спустя пять лет после его выхода в свет минская публика увидела на большом экране самый неоднозначный фильм нашего времени – ярчайшую работу Андрея Кудиненко «Акупацыя. Містэрыі». Премьерный показ картины состоялся 15 февраля в рамках киноклуба «Формула кино».
На встречу со зрителями и завсегдатаями киноклуба в кинотеатр «Пионер» пришли авторы и участники съемочной группы. Из тех, кто смог, были режиссер Андрей Кудиненко, Заслуженная артистка РБ Любовь Румянцева, режиссер и исполнитель одной из главных ролей Александр Колбышев, художник-постановщик Антон Гвоздиков, продюсер Александр Дебалюк и актриса Анна Пинкевич.
Представляя картину, ведущий киноклуба Антон Сидоренко сразу отметил, что то, что фильм попал в российский прокат, «для отечественных кинематографистов – большое достижение».
В свою очередь, режиссер Андрей Кудиненко сказал, что приятно удивлен количеством зрителей в зале, ведь многие «Акупацыю» уже видели, посетовал, что еще не вернулась из Москвы пленочная версия картины, и поблагодарил всех, кто помог создать фильм.
Антон Сидоренко и Андрей Кудиненко
Любовь Румянцева выразила уверенность в том, что кино «не оставит никого равнодушным – это самая большая награда для режиссера и съемочной группы», и поделилась своими впечатлениями от первого просмотра: «У меня был шок. Так заболело сердце. Картина очень серьезная, неоднозначная, эмоциональная».
Режиссер фильма «Волки» Александр Колбышев, сыгравший в фильме роль бравого бойца-пройдохи Штыркина (фамилия вполне имеет право стать именем нарицательным), был лаконичен: «У меня ничего общего с моим персонажем нет. Это была роль на преодоление, чем она мне и понравилась. Хотя начиналась эта работа как баловство, потому что денег не было, а работать хотелось».
«Я изначально знала, что снимаюсь в хорошем кино. И когда эта картина не получила широкого просмотра, стало понятно, что наступит день, когда это кино увидят многие», – призналась актриса Анна Пинкевич.
Любопытно было слышать реакцию тех, кто видел картину впервые: то смех, то задержка дыхания – в зависимости от перипетий сюжета. Следует отметить, что и повторно фильм смотрится на одном дыхании.
По окончании сеанса в киноклубе «Формула кино» можно высказаться, обсудить увиденное, задать вопросы и обменяться впечатлениями. Вопросов было много, да таких разных: начиная с исторического экскурса во времена, когда происходит действие картины, касающихся периода учебы и становления Андрея Кудиненко, как режиссера, и заканчивая вопросами о «Масакре» – первом «бульбо-хорроре» (авт. Кудиненко), работу над которым планируется закончить к июлю.
Особенно единодушны все (и авторы, и зрители) в отношении необходимости появления национального белорусского кино. Как сказал Андрей Кудиненко, «говорить о белорусском кино очень печально, потому что его нет. Есть фильмы, есть кинематографисты, но нет движения, конкуренции. Снимать кино сейчас может любой, но почему-то не видно прорывов. Еще у нас нет фестивалей, если смотреть в сравнении с соседней Польшей, где их порядка 70-ти».
А вот мнения о просмотренном фильме разделились: одни вешали на него красивый ярлычок «первый белорусский национальный фильм» (авт. Андрей Расинский, кинокритик), другие говорили, что он чуть не дотягивает. Хвалили, конечно, больше.
Мнения из зала
«У пачатку гэтага фільма была застаўка: «Цяпер беларусы маюць сваю дзяржаву, але беларусаў ужо няма». Гэтыя словы сказаў Васіль Быкаў незадоўга да сваёй смерці (газ. «Народная воля»). Сапраўды, таго народа, які я памятаю яшчэ ў пачатку 70-х, цяпер няма. У народа вельмі збяднела духоўная аснова, адбываецца растварэнне нашага народа сярод чужынцаў. Шмат гадоў культываваўся тып беларуса як нейкага лагодніка, добранькага да ўсіх. У гэтым фільме мне спадабаўся персанаж Яша, які бачыць усіх чужынцаў: і палякаў, і немцаў, і расійцаў, і сваіх здраднікаў».
Андрей Кудиненко
«Вобразы, якія вы стварылі ў гэтым фільме, вельмі неадназначныя. Самым яркім атрымаўся вобраз байца Штыркіна. Такі адмоўны маскаль, звер. Ён даволі рэалістычны, дакладны. Што тычыцца беларусаў, то тут, мне здаецца, вы ідзяце за стэрэатыпамі…»
«Призы, которые получил фильм, говорят сами за себя. Игра актеров – нет слов. Мои родители пережили оккупацию, и я знаю, как все это было. То, что показано в фильме «Акупацыя. Містэрыі», вполне могло произойти. Как известно, в Беларуси было три партизанских движения: официальное, бандиты, которые прятались и от немцев, и от коммунистов, и те, что нашим и вашим. Добавлю, то, что фильм пролежал на полке несколько лет, показывает, что в плане цензуры у нас ничего не изменилось».
«Я думаю, что это очень смелая, блестящая попытка, которая сильно выделяется на фоне всеобщей бездуховной посредственности белорусского искусства. Спасибо вам».
Артур Клинов
«Ситуация, показанная в фильме, достаточно универсальна. Это немного огорчает, потому что хотелось бы все-таки видеть кино с национальными чертами».
«Дзякуй вам за фільм. На маю думку, гэта сапраўдны нацыянальны фільм. Трэба больш здымаць такіх цікавых фільмаў».
«Думаю, что выскажу общее мнение: сейчас есть фильмы-3D, ваш фильм – это 3D для души. Не уходит из души мальчик, который ищет своего отца».
«Гэта гаворыць аб тым, што фільм адбыўся, з чым я і віншую аўтара. Яшчэ мне вельмі спадабалася, што адчуваецца стылістыка Мэла Гібсана. Вы сапраўды насмеліліся паказаць тую страшэнную сітуацыю з беларускай ментальнасцю: хто? куды? за што? Паколькі мне 73 гады і я бачыў вайну на свае вочы, магу сказаць, што сітуацыя паказаная праўдзіва».
А догадайтесь-ка, почему новеллы в фильме идут задом наперед? Правильно, чтобы интересно было и чтобы воскресить персонажей. Может, и с кинематографом так надо: делать сразу глубокое, умное авторское кино, а мейнстрим сам подтянется? Вы как считаете?