Как часто вы слышите музыку белорусских исполнителей в белорусских же рекламных роликах? Пожалуй, если напрячь память, то пара-тройка примеров наберется? Действительно, местные синглы – достаточно редкое явление в нашей ТВ-рекламе, хотя те проекты, где они звучат, можно заслуженно назвать яркими и запоминающимися. Но чаще всего – мы слышим ноунейм фоновую инструменталку, которую потом и вспомнить сложно.
Marketing.by поговорил с Дмитрием Безкоровайным — музыкальным pr-менеджером – и Русей, вокалисткой группы SHUMA, о том, почему компании неохотно используют белорусскую музыку в рекламе, и как она на самом деле может увеличить узнаваемость бренда.
Дмитрий Безкоровайный, музыкальный pr-менеджер, руководитель проекта Experty.by — белорусская музыка
– Ситуация с присутствием белорусской музыки в рекламе достаточно сложная. Например, я интересуюсь темой, но сегодня с трудом смог вспомнить 4-5 примеров использования музыки белорусских артистов (не берем в расчет штатных рекламных композиторов) в белорусской рекламе за последние 5-10 лет. С помощью опроса в соц. сетях я собрал чуть больше — 10-15 примеров. Это очень мало по всем меркам.
Лидский квас. Ляпис Трубецкой «В платье белом»
velcom 15 гадоў з вамi. Лявон Вольский «Простыя словы»
«Belarus N» инновационный проект «БЕЛОРУСНЕФТЬ». Лявон Вольский «Тры Чарапахі»
Скажем, я не помню, чтобы в рекламе звучала музыка «Серебряной свадьбы», «J:морс» и многих других белорусских артистов, у которых хватает популярных и узнаваемых песен. Или взять атмосферную инструментальную музыку Port Mone. А ведь есть еще много неизвестных, чья музыка может прекрасно подойти.
Что происходит сейчас… Большинство белорусских роликов в качестве музыкального сопровождения используют безвестную музыку из западной платной музыкальной базы. Или специально написанные инструменталы, которые на заказ делает в Беларуси несколько рекламных композиторов.
ИСТОРИЯ ТАКОЙ МУЗЫКИ НАЧАЛАСЬ И ЗАКОНЧИЛАСЬ В РОЛИКЕ. ОНА СЫГРАЛА СВОЮ ВТОРОСТЕПЕННУЮ РОЛЬ И УШЛА В ГЛУБОКИЙ АРХИВ. НИКАКИХ БОНУСОВ ДЛЯ РЕКЛАМОДАТЕЛЯ. ЕСЛИ ЖЕ НАЙТИ ПОДХОДЯЩУЮ МУЗЫКУ БЕЛОРУССКОГО АРТИСТА, ТО БОНУСЫ БУДУТ. ПРИ ОТСУТСТВИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАТРАТ.
Качественная белорусская музыка для рекламы на самом деле есть. Например, по линии Experty.by у меня на руках есть база из более чем 500 белорусских альбомов. Уже несколько лет я предлагаю разным агентствам, включая достаточно крупные и активные, за идею подобрать музыку для их роликов. Подобрать просто варианты, которые они смогут рассматривать или предлагать клиентам наряду с покупной музыкой из каталогов. Известные и неизвестные.
В итоге за все это время лишь 3-4 раза доходило до конкретной задачи. Причем один из этих случаев был успешным — новогодний ролик для Marketing.by с музыкой инди-группы Vegetables. То есть в принципе, неплохой процент успеха, пусть даже ролик сугубо для интернета. Все потом удивлялись: “Как? Это белорусы? Да ну! Слишком круто звучит!”Новогодний ролик marketing.by. Vegetables
Квас «Хатні». Rokash «Сокал»
velcom Я+Ты. Ляпис Трубецкой «Ау»
ПРИЧИНЫ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ ПОНЯТНЫ: С ОДНОЙ СТОРОНЫ БЕЛОРУССКУЮ МУЗЫКУ ЗА ПРЕДЕЛАМИ НЕСКОЛЬКИХ ОСНОВНЫХ ИМЕН РЕКЛАМЩИКИ И РЕКЛАМОДАТЕЛИ НЕ ОЧЕНЬ ЗНАЮТ. С ДРУГОЙ — РАБОТАТЬ СО СТОКАМИ ИЛИ С КОМПОЗИТОРОМ ПОД РЕФЕРЕНС ПРОЩЕ. ПОЭТОМУ И НЕОБХОДИМА ПОМОЩЬ В ПОДБОРЕ.
Nokia Lumia 735. Sang Sattawood «I Said»
Гимн для фестиваля «Рок за Бобров». Яnkey
5 бонусов для рекламодателя при использовании белорусской музыки по мнению Дмитрия Безкоровайного
1. Используя узнаваемую песню, рекламодатель выделяет свой ролик из общего ряда на радио и тв, значительно повышая его эффективность.
2. Рекламодатель может получить новостной повод, который позволит донести ролик другими каналами до дополнительной аудитории. Ведь сообщение про рекламный ролик, как таковой, никто не будет печатать за исключением парочки специализированных ресурсов. А тут уже другой поворот — приличный пиар. Плюс в соц. сетях репосты, если что-то действительно неожиданное и узнаваемое в рекламе появляется.
3. Использование музыки в рекламной кампании может дать прирост популярности артисту и это потом еще заметное время будут ассоциироваться с конкретным брендом: “А, это ребята, которые из вот той рекламы!”
4. В случае удачи артист или группа эту песню у себя на концертах будет исполнять и опять же все будут вспоминать о ролике и бренде.
5. Но если вам прямой выгоды на уровне своей работы мало, то подумайте о более глобальном и общем: удачное использование белорусской музыки в рекламе помогает расширить границы белорусского культурного поля. Благодаря использованию в вашем ролике о качественной белорусской музыке узнает больше людей.
Важно отметить, что дополнительных бюджетов в большинстве случаев это не потребует — в нынешних условиях многие белорусские артисты будут только рады сотрудничеству в пределах стандартного бюджета композитора.
Помимо использования готовой музыки, возможны и более сложные формы сотрудничества с белорусскими артистами. Например, когда песня пишется артистом под конкретного заказчика. Свежий пример – группа «Яnkey» для фестиваля «Рок за бобров» записала песню «Рок внутри», которая сопровождает яркий ролик и ее уже активно гуглят в Интернете. Еще вариант – участие музыкантов в рекламе. Персонажи могут быть разными от вездесущего Солодухи до молодых артистов. Например, рок-группа Akute в 2013-2014 иллюстрировала пример молодых и успешных на постерах для “Nescafe 3 в 1”. Также из немузыкального использования –голос Лявона Вольского в свежей рекламе “Лидского”.
Руся, вокалистка группы SHUMA
Мы мелі два ўдалыя рэкламныя праекты з нашай музыкай. Гэта непасрэдна «Бульбаш» і «Аліварыя». Для «Аліварыі» мы пісалі асобны трэк для анлайн-каляд.
Бульбаш “Традыцыі на новы лад”. Shuma “Вецярок вее/Ой еду я дарогаю”
Удзел у рэкламе вельмі добра працуе на пазнавальнасць. Пасля супрацы з «Бульбашом» нас сапраўды пачалі пазнаваць. Бо тэлевізар глядзяць многія. Тым больш з’яўленне гурта на тэлебачанне ці ў рэкламе адразу падвышае статус музыкаў у вачах грамадства.
Дарэчы, мы вельмі адкрытыя для супрацы. Але існуюць крытэры, якіх мы прытрымліваемся і наўрадці пагодзімся на супрацу з замоўцам, які не адпавядае нашым ідэалагічным ці эстэтычным патрабаванням. Прыгажось прадукту для нас вельмі істотна. Але пакуль усе прапанаваныя праекты былі прыгожымі і добрымі.
На жаль, вельмі мала кампаній, якія ўключаныя ў беларускае культурнае поле. Магчыма яны бы зразумелі, што беларуская музыка выдатна спрацоўвае і надае ўнікальнасці любому праекту.