В ожидании концерта “Брюссель” в Минске 11 марта известный белорусский критик Татьяна Замировская прослушала новую музыку Вакарчука и поделилась своим мнением о ней.
РАССТОЯНИЕ ОТ БРЮССЕЛЯ ДО ОКЕАНА
Татьяна Замировская
Когда достигаешь всего, начинает хотеться чего-то другого. Неудивительно, что лидеры многих легендарных групп уходят в соло-проекты – даже Мик Джаггер создал супергруппу, чем Вакарчук хуже? Ничем. Вот и он создал супергруппу. И вопрос о том, похоже ли это на «Океан Ельзи», в принципе не стоит: Святослава не сильно терзают травмы сходства себя с собой же. Скорей, он рассчитывал на реализацию совершенно иных своих музыкальных предпочтений.
В этой супергруппе играют отличные музыканты. На акустической гитаре и флейте – музыкант и актер Сергей Бабкин (как творческая личность он не уступает Вакарчуку; его уже где-то называют «украинским Высоцким»). На клавишных играет Дмитрий Шуров (с 2001 по 2004 он играл в «Океане Ельзи», потом ушел к Земфире, а сейчас вообще делает соло-альбомы). За барабанами – Максим Малышев, лучший украинский барабанщик, а на басу – Петр Чернявский, который вообще-то не бас-гитарист (в ОЕ он играл на гитаре, зато как!). Состав подобрался роскошный – первые концерты идут на «ура», и, конечно, иные зрители робко просят спеть про сосны, но группа отбивается – она не заточена под нежные сосны прошлого, у нее иные музыкальные задачи.
Собственно, и какие же? Многим кажется, что звучание «Брюсселя» – это тот же «ОЕ» с изъятой электрогитарой и за счет этого более концентрированный. Но разница все же огромная. Тут не просто убрали электричество, добавив сумасшедшие пассажи на флейте и эмбиентно-джазовые партии фортепиано. В музыке в принципе стало больше созерцательности и даже чего-то вроде арт-рока. Здесь почти нет подросткового безумия, которое захлестывает Вакарчука с головой, отчего он становится человек-ракета, смесь Фредди Меркури и Джима Моррисона, личностью, которая мыслит планетарными категориями, метагалактиками и взрывами сверхновых. Учитывая, что космизм восприятия собственного творчества мог завести Вакарчука достаточно далеко, он вовремя занялся созерцанием, не ориентируясь на требования публики.
Это обычная трансформация для сильной личности: тот же Меркури, на которого Вакарчук неосознанно ориентируется, тоже записывал сольные альбомы, дикие и странные. Этот альбом «заточен» скорей на эстетизм, нежели на ударные стадионные номера, после которых за группой идут миллионы. Вакарчуку не то чтобы вот прямо не хотелось, чтобы за ним шли. Но он взрослеет – и в процессе взросления в нем трогательно борется пламенный подросток-максималист и внутренний мудрый дедушка-буддист. Зрелости – золотой середины между двумя этими состояниями – в нем пока что нет. И это дает восхитительный результат: музыка Вакарчука стала намного проще и яснее, но пафос уступил место эстетству и музыкальности. И пусть он не намеревался наштамповать хитов – именно это у него и вышло. Конечно, английский язык у него достаточно особенный, но песня Airplane не может не умилить – она легкая, игривая, кокетливая и тонкая, как кружево. В песнях альбома нет валящей с ног рок-волны, угрюмого накачивания атмосферы напряжением, электричеством и грядущим катарсисом – но подход к аранжировкам изящен, музыка звучит многослойно и при этом воздушно, и в целом все как-то внятно и красиво. В общем, все взрослеют по-своему, но тут какой-то приятный случай. И если Вакарчук теперь хочет быть чуть-чуть «Битлз» – пожалуйста. Например, песня «Адреналин» – жутко «битловская», с нежным гимновым припевом и нетривиальными, сбивающими с толку гармониями. А песня «Моя планета» – это вообще Dear Prudence с «Белого альбома». Иногда, конечно Вакарчук снова дает стадионного драйва – это заметно по балладе «Come Тo Мe Вaby», которая чуть-чуть похожа на «Я не сдамся без бою», но звучит сложнее, небанальнее, с эмбиентно-джазовым соло-фортепиано и очень красивым моментом, где одновременно клавиши и колокольчики – это редкий случай, когда аранжировочные украшения не оттеняют вокальную часть, а сами по себе творчество и восторг. Партии клавишных тут вообще поразительные, надо сказать.
Все песни альбома разные. Объединяет их, пожалуй, удивительный мелодизм и некая инструментальная слаженность и точность (стоит отдельно отметить потрясающую в своей тревожной вязкости вещь «Заплети» с арт-роковой хоровой кодой, от которой просто мурашки, и мистическую балладу «Дощ», которая, возможно, вообще одна из лучших песен Вакарчука ever). Достичь ощущения работы именно ансамбля удается не всем, но здесь случилась огромная творческая удача: слышно, что люди делают в первую очередь именно музыку, которая и есть содержание и смысл происходящего. А песни и Вакарчук – скажем, это как бы наполнение содержания некими картинками, эмоциями, ассоциациями, что-то вроде либретто. Получилось, что сольная работа Вакарчука – это именно работа целого ансамбля, в отличие от «ОЕ», в котором слышно только самого Вакарчука. Парадокс. Тут слышны все; а Сергей Бабкин даже сам поет свой блюз про зеленый чай с Вакарчуком на бэк-вокале.
В общем, это хорошая взрослая музыка, тонкая и эстетская. В ней нет пафоса, нет желания нравиться, она даже неколько интровертна. Конечно, осталось ощущение, что наш герой как бы продолжает говорить с космосом, но теперь он это делает уже на каком-то другом языке. И если на «Океан» вам уже скучно ходить, потому что ну сколько можно уже смотреть, как девочки кричат «Я не сдамся без бою!» (зачем вообще девочкам в бой, ну), здесь все иначе, тут нужно смотреть и слушать, такой музыки сейчас немного.
Концерт Святослава Вакарчука с проектом «Брюссель»:
11 марта, Дворец республики, начало в 19.00.
Билеты: (029) 763 11 11 и на сайте allstars.by