Деятели культуры и звезды шоу-бизнеса о группе «Крама»
Группу «Крама» по праву можно назвать пионерами, генералами и настоящей легендой белорусской рок-музыки. Вспыхнув на отечественной сцене с нетипичной для начала 90-х годов блюз-рок концепцией, «Крама» стремительно добилась всеобщего признания и навсегда превратилась в отечественный символ новой волны рок-н-ролла. Самобытная, оригинальная подача, узнаваемый вокал и трогательная лирика коллектива нашли отклик в сердцах огромного числа меломанов.
История успеха группы «Крама» начинается в 1994-м году, когда на фестивале «Рок-коронация» коллектив была признан лучшей рок-группой года. Но и сегодня, спустя 25 лет, «Крама» держат высокую творческую планку и считаются бесспорными лидерами белорусской рок-сцены. За четверть века на страже отечественного рок-н-рола «Крама» удостоилась многочисленных музыкальных премий и наград в различных номинациях. Группа неоднократно выступала на масштабных белорусских и зарубежных фестивалях и делила сцену с множеством именитых, авторитетных музыкантов.
Свой 25-летний творческий юбилей легендарный коллектив отметит большим концертом с участием известных белорусских исполнителей. По случаю громкого юбилея знаменитые музыканты, деятели культуры и звезды шоу-бизнеса делятся приятными воспоминаниями и забавными историями о группе «Крама», рассуждают о творческом пути коллектива и его заслуженном успехе, а также высказывают свое мнение касательно развития современной белорусской сцены.
Инна Афанасьева (заслуженная артистка Республики Беларусь; популярная певица)
Если после 25 лет исполнителю по-прежнему есть что сказать – это великое достижение.
«С музыкантами группы «Крама» мы знакомы очень давно – 25 лет. Получается, что мы знаем друг друга на протяжении всего их творческого пути!
В свое время я тоже пела в рок-группе, она называлась «Спектр». Это было еще в советские времена, в конце 80-х, на заре зарождения рок-движения. После долгого пребывания в «музыкальном вакууме» для большинства людей все это казалось незнакомым, неизвестным и очень интересным. Первый фестиваль рок-музыки в Новополоцке стал действительно значимым событием не только для Беларуси, но и для всех бывших стран СССР.
В тот период мы с группой «Крама» часто пересекались на концертных площадках, встречались, общались. Но со временем, к сожалению, стали соприкасаться все реже и реже. Я сменила направление творчества и стала поп-певицей. А «Крама» так и остались верны выбранному стилю и жанру.
К слову, мне кажется, масштабные концерты, приуроченные, например, к празднованию дня города или дня Независимости, наверняка имели бы более привлекательный колорит, если бы в них принимали участие такие группы, как «Крама». Как ни крути, у рок-культуры есть очень много поклонников, поэтому крайне важно массово освещать и это направление белорусской музыки.
Несколько лет назад Игорь Ворошкевич пригласил меня на презентацию своего нового альбома. Я с удовольствием посетила концерт и послушала новые песни «Крамы». Меня особенно порадовало то, что за долгие годы ребята не изменили не только выбранному стилю, но и белорусскому языку и культуре. Они большие молодцы, что сумели сохранить прежний запал и остались верны себе.
Когда талантливые люди подводят некую черту, это всегда интересное и впечатляющее мероприятие, на котором представлены самые лучшие из написанных за долгие годы композиций. На мой взгляд, юбилейный концерт «Крама» – громкое и интересное событие, которое соберет массу поклонников творчества этой группы.
Знаете, 25 лет – это ведь немалый отрезок в жизни любого человека. А в жизни творческого человека – это огромный этап, очень продолжительный путь. И если после него исполнителю по-прежнему есть что сказать – это великое достижение».
Пит Павлов (вокалист, гитарист, автор музыки и текстов; участник групп “N.R.M” (“Мроя”), “Kriwi”, “Garadzkija”, “Pete Paff”)
Гурт узроўня “Крамы” мусіць увогуле ніколі не вылазіць з гастроляў па Беларусі і краінах прынамсі бліжняга замежжа.
“Я вельмі высока ацэньваю творчасць гурта “Крама” увогуле і асобу Ігара Варашкевіча ў прыватнасці. У гісторыі беларускай рок-музыкі ёсць некалькі яскравых постацяў, і Варашкевіч, бясспрэчна, вылучаецца сярод іх. Я стаўлюся да яго з вялікай павагай і лічу, што ён выключны персанаж.
Натуральна, склад музыкаў гурта “Крама” з цягам часу паступова трансфармаваўся. На мой погляд, у першапачатковай фармацыі музыкаў колішняй “Крамы” былі вельмі істотныя асобы, напрыклад, бас-гітарыст Руслан Праўда, бубнач Сяргей Кныш… Без іх для мяне ”Крама” усё ж такі вельмі шмат страціла. Нягледзячы на гэта, да нашых дзён у складзе калектыва засталіся выдатныя музыкі – віртуозны гітарыст Сяргей Трухановіч, клавішнік Андрэй Лявончык і, уласна, Ігар Варашкевіч, дзякуючы якім “Крама” сёння стала сапраўдным гуртом-легендай.
Мы выступалі разам з “Крамай” вельмі шмат разоў. Я б нават сказаў, амаль заўсёды, за рэдкім выключэннем. Мы гралі на адной сцэне, жылі ў адных гатэлях, ездзілі разам на фестывалі… У ідэале, гурт узроўня “Крамы” мусіць увогуле ніколі не вылазіць з гастроляў па Беларусі і краінах прынамсі бліжняга замежжа. Аднак, на жаль, так у нас ні з якімі калектывамі не адбываецца. На мой погляд, у сённяшніх абставінах сітуацыя ў межах усяго беларускага рока настолькі пагоршылася, што нават сучасныя лідары сцэны кшталту “Дай Дарогу” ці “J:МОРС” пачынаюць пакрыху губляць колішнія высокія пазіцыі.
Але, што прыемна, у гэтым неспрыяльным становішчы на фоне астатніх “Крама” – ледзь не адзіны гурт, які часцяком ладзіць канцэрты ў Менску, па-ранейшаму карыстаецца папулярнасцю і застаецца вельмі заўважным рок-калектывам”.
Егор Хрусталев (популярный телеведущий и продюсер; ранее заместитель генерального директора и генеральный продюсер Белтелерадиокомпании, генеральный продюсер ОНТ, программный директор телеканала СТС)
Игорь Ворошкевич – олицетворение лучших черт белорусского характера.
“В свое время знакомство с рок-н-роллом, в частности, с белорусской рок-музыкой, началось для меня с группы «Бонда», из которой впоследствии выросли проекты «Ulis» и «Крама». Еще будучи школьником, я в одиночку, исключительно по собственному желанию приходил на концерты этого коллектива. Для меня музыканты «Бонды» и «Крамы» стали настоящим символом постсоветского рок-н-ролла. Ни одна другая команда и близко не оказала на меня подобного влияния.
Поскольку в молодости я занимался музыкальной телевизионной журналистикой, мне посчастливилось следить за тем, как создавалась группа «Крама». Я часто присутствовал на их репетициях и концертах. Каждый из музыкантов был, на мой взгляд, яркой, особенной личностью. Если взять блюзовую душу и поселить ее в белорусского музыканта со всеми его сомнениями, «памяркоўнасцю», терпением – получится Игорь Ворошкевич. Можно сказать, для меня он олицетворение лучших черт белорусского характера.
С группой «Крама» у меня связано много интересных воспоминаний. В своё время я делал о них множество телепередач и видеороликов. Например, очень запомнились съемки клипа на песню «Гомельскі вальс». По сюжету это была очень грустная история, где музыканты встречаются в заброшенной деревне на поминках. Но сам процесс съемок, как ни странно, получился очень веселым! В этом клипе есть эпизод, где Игорь Ворошкевич идёт через снежную целину в деревню. Вид у него в клипе должен был быть суровый и мрачный. Мы загнали его в заснеженное поле и попросили медленно идти в сторону камеры. Но во время движения Игорь на каждом шагу то и дело проваливался глубоко под снег и из-за этого постоянно матерился и смеялся. Поэтому при монтаже клипа мы едва смогли найти подходящие крупные планы».
Виктор Смольский (музыкант-мультиинструменталист, композитор, продюсер; бывший гитарист легендарной немецкой хэви-метал группы “Rage”, основатель симфоник-метал группы Almanac)
«Крама» никогда не подстраивала свою музыку под модные тенденции.
«В начале 90-х, когда я еще жил в Минске, выступал в составе молодёжной студии при ансамбле «Песняры» и только начинал собирать свой хард-рок коллектив «Инспектор», я играл в качестве приглашенного гитариста в различных белорусских проектах, в том числе в группах «Мроя», «Бонда» и «Крама». У нас с ребятами был общий хороший друг – Саша Гуринович. Пожалуй, на то время он был лучшим коллекционером музыки в Минске, причем собирал только качественные вещи, которые всем очень нравились. Мы часто встречались большой компанией с музыкантами нынешней «Крамы» и прослушивали новые издания, так сказать, доехавшие до СССР. Ведь в то время купить иностранную пластинку было едва ли не криминалом…
Надо сказать, моя дача долгое время была известной «базой отдыха» для музыкантов (смеется). Время от времени мы собирались там, слушали музыку, обсуждали разные интересные вещи, джемовали. На заре своего творческого пути «Крама» выделялась тем, что они очень интуитивно писали музыку. Это были не теоретики-профессионалы, которые точно знали, что и как они должны делать. Они творили под влиянием чувств и создавали свою неповторимую атмосферу. Особенно мне нравилось, что музыка «Крамы» отражала очень интересную смесь фольклорных элементов, заводного рок-н-ролла, и в первую очередь – мощной и оригинальной блюзовой основы. На мой взгляд, во многом это заслуга прекрасного блюзового гитариста Сергея Трухановича.
Самое главное, что «Крама» никогда не подстраивали свою музыку под модные тенденции. Они всегда отличались узнаваемым, индивидуальным звучанием и не работали на заказ публики. «Крама» сумели продержаться на сцене очень много лет, продолжая делать музыку, которая нравится самим музыкантам, независимо от успеха. Это вызывает у меня огромное уважение».
Владимир Пугач (вокалист, гитарист, автор музыки и текстов; лидер группы “J:МОРС”)
«Краму» можно без преувеличения отнести к столпам отечественного рока.
«Группу «Крама» я услышал задолго до личного знакомства с музыкантами этого коллектива. В начале 90-х «Крама» гремела. Вне всяких сомнений, это был один из самых ярких коллективов Беларуси нового, постсоветского времени. Они играли интересную, оригинальную и достаточно нетрадиционную для того периода музыку. Помню, меня очень впечатлила песня «Будзь разам з намі». Именно она подтолкнула меня к дальнейшему знакомству с творчеством группы.
Группе «J:МОРС» уже 15 лет, поэтому не удивительно, что с музыкантами «Крамы» мы знакомы довольно давно. За это время мы неоднократно соприкасались во время гастрольной деятельности, выступали вместе на разных концертах и фестивалях, встречались на награждениях и других мероприятиях. Я искренне рад, что мы принимаем участие в юбилейном концерте «Крамы». Этот проект – в своем роде возможность выразить почтение выдающемуся творческому пути героев белорусского рока.
Мне кажется, по непонятной причине на сегодняшний день группа «Крама» недостаточно высоко оценена в нашей стране. Разумеется, музыка – отнюдь не спорт, который требует высоких достижений. Музыкантам в процессе творчества совершенно не обязательно чего-то добиваться. Вместе с тем, для становления белорусской музыки новой волны «Крама» в свое время сделала гораздо больше, чем многие другие коллективы. «Краму» можно без преувеличения отнести к столпам отечественного рока, которые отыграли ключевую роль в формировании современной белорусской культуры».
Адам Глобус (белорусский писатель-прозаик, эссеист, поэт, издатель и художник)
“Крама” ацэнены роўна настолькі, наколькі яны гэтага заслугоўваюць.
“З музыкамі гурта я быў знаёмы яшчэ да таго, як яны сталі “Крамай”. Частка з іх грала дагэтуль у складзе гурта “Бонда”. Дарэчы, менавіта я надрукаваў калісьці першы плакат гэтага калектыва. Ігар Варашкевіч быў на вокладцы першага выдання часопіса “Крыніца” (рус. “Родник”), які выйшаў накладам пад 300 000 асобнікаў.
Шмат каму тады было цікава, ці атрымаецца з праекта “Бонда” што-небудь годнае. Я быў упэўнены, што ён вырасце ў выдатны гурт, і я верыў у Ігара Варашкевіча. Мы разам вучыліся і былі добрымі сябрамі. Калі я яшчэ працаваў у “Бярозцы”, Ігар некаторы час маляваў для нас коміксы. Так, акрамя таго, што ён таленавіты музыка, ён яшчэ і вельмі добры мастак. Амаль як Боб Дылан! Хаця мастак ён, напэўна, нават лепшы за Боба Дылана.
Цікава ўзгадаць, што гурт “Бонда” нават выконваў песню на мае словы. Гэта вядомая кампазіцыя “На станцыі Койданава”. Пазней хлопцы знялі на гэтую песню адзін з першых, калі не першы, беларускіх відэакліпаў.
Неўзабаве “Бонда” пераназваліся, крыху змяніўся склад – і ўзнік гурт “Крама”. У нас назаўсёды захаваліся добрыя адносіны з Ігарам Варашкевічам. Апошнім часам я мала з ім сутыкаюся, але ён дакладна з тых людзей, якіх заўсёды прыемна сустрэць у горадзе.
Здараецца так, што часам дзяржаўная ўлада спрабуе кіраваць музыкай, штучна яе кантраляваць. Але гэта глупства, таму што музыка, як і свабоднае мастацтва ўвогуле, усё адно існуе па-за межамі дзяржавы. Таму бяссэнсоўна разважаць пра папулярнасць гурта “Крама”. На мой погляд, “Крама” ацэнены роўна настолькі, наколькі яны гэтага заслугоўваюць. І калі пасля 25 год творчага шляху яны па-ранейшаму на сцэне – значыцца ўсё ў іх нармальна”.
Виктор Шалкевич (белорусский бард, актер, поэт, писатель, шоумен и аукционист)
«Крама» – асобная яркая старонка беларускага року.
“Гурт «Крама» – выдатны якасны рок, тут няма чаго і дадаць. Заўважце, творчасць «Крамы» з цягам часу не губляе сваёй актуальнасці, маральна не састарваецца. Тое, пра што яны спяваюць, блізка кожнаму слухачу, у іх цікавыя тэксты і выдатная музыка. У свой час «Крама» атрымала мноства розных музычных узнагарод і намінацый. Ды і ў нашыя дні, выпусці гэты калектыў на любую буйную эўрапейскую сцэну – і яго будуць з зачараваннем слухаць, апладыраваць і доўга не будуць адпускаць.
Аднак, на мой погляд, «Крама», як і многія іншыя выдатныя музычныя пачынанні, па нейкай прычыне ўсё ж атрымала недастаткова высокую ацэнку на беларускай і замежнай сцэне. Складана сказаць, чаму так адбылося. Ці краіне з імі не пашанцавала, ці ім з краінай… Бо ў «Крамы» першапачаткова былі ўсе задаткі для таго, каб прабіцца на больш высокі, міжнародны ўзровень. Гэты гурт – асобная яркая старонка беларускага року.
Мне здаецца, калі б на нейкім этапе творчага шляху “Крамы” усё склалася інакш, сёння гэта быў бы адзін з самых цікавых, значных, гучных калектываў Усходняй Эўропы. Зразумела, дарагая лыжка да абеду, але ніколі не позна спадзявацца, што ў будучыні «Крама» усё ж атрымае ўсеагульнае, заслужанае прызнанне і зойме пачэснае месца ў летапісе эўрапейскай рок-музыкі”.
Илья Митько (лидер группы “Леприконсы”; известный телеведущий)
“Крама”– настоящие мастодонты белорусской рок-сцены!
“Вот прикиньте, группе “Леприконсы” в этом году исполнилось 20 лет – согласитесь, солидный срок. А “Крама” для меня – коллектив из другого, старшего поколения, настоящие мастодонты белорусской рок-сцены! Как говорят в армии: “Конкретные деды!”
Помню, в моем детстве в каждой среднестатистической семье на кухне была радиоточка. Именно на радио в утренней передаче “Радиофакт” я впервые услышал самобытный вокал Игоря Ворошкевича и его задорное: “Сонца у вочы вецер у твар , бяжы, бяжы хлопец!” Честно говоря, музыку классического рокового направления я никогда особо не слушал, больше тяготел к альтернативе и гранжу. Но коллективы “Крама”, “Ulis” и “Палац” были и остаются для меня тремя китами качественной белорусской музыки.
Когда я стал старше и начал профессионально заниматься музыкой, мне посчастливилось лично познакомиться с музыкантами группы “Крама”. Очень приятные в общении, интеллигентные, высокие лесорубы! (смеется) Моя студия звукозаписи также удостоилась огромной чести: “Крама” записывали у меня один из своих альбомов.
В целом, я очень рад, что группа “Крама” вошла в активную фазу и стала чаще звучать на концертах. Я отлично понимаю, как тяжело на протяжении долгого времени продолжать оставаться актуальными. Да и прямо скажем, не у всех людей с таким огромным творческим стажем сохраняется прежний энтузиазм и желание быть публичным человеком.
“Крама” в этом плане большие молодцы. Желаю им дальнейших творческих успехов”!
Олег Хоменко (музыкант, радиоведущий, композитор, продюсер; лидер модерн-фолк группы «Палац»)
З аднаго боку, творчасць “Крамы” – гэта музыка энергіі, шчырага рок-н-ролла, а з другога – абсалютна высакародная з’ява культуры.
«Складана пераацаніць унёсак гурта “Крама” у сучасную беларускую рок-культуру. Паспрабуйце самастойна пералічыць, хто з музычных калектываў прынцыпова знакавы для роднай сцэны, і вы зразумееце, што “Крама” так ці інакш будзе фігураваць сярод першых 2-3 імёнаў за ўсю гісторыю беларускай рок-музыкі.
Мы з музыкамі гурта “Крама” сябруем ужо 24 гады, прычым вельмі блізка. Практычна ўсе ўдзельнікі “Палаца” у пэўны час гралі або выступалі разам з “Крамай”, і наадварот, усе музыкі гурта “Крамы” (акрамя, зразумела, Ігара Варашкевіча) гралі ці выступалі з “Палацам”. Некаторыя чыноўнікі нават увогуле не бачаць розніцы паміж нашымі калектывамі (спадар Зміцер Лукашук пацвердзіць мае словы).
Натуральна, яшчэ да “Крамы” застаў я і перыяд гурта “Бонда”. Адметна, што на той час хлопцы менавіта з мастацкай, а не музычнай адукацыяй найбольш востра адчувалі тую музыку і тое паветра, якое трэба было прапаноўваць моладзі. І “Бонда”, і “Крама”, і перадусім Ігар Варашкевіч адрозніваліся бездакорным пачуццём густу. Выдатнае стаўленне ў абодвух калектывах было і да літаратурнага тэксту. І “Бонда”, і “Крама” заўжды ўкладалі і ў вобразы, і ў гукі глыбокі сэнс. Яны адчувалі ў вершах не рытмічны, як гэта звычайна робяць прафесійныя музыкі, а менавіта мастацкі пульс, які звычайныя слухачы часам папросту не разумеюць. Таму, безумоўна, з аднаго боку творчасць “Крамы” – гэта музыка энергіі, шчырага рок-н-рола, а з другога боку – абсалютна высакародная з’ява культуры. І перадусім – беларускай нацыянальнай культуры.
Я памятаю, як моцна мяне здзіўляў Ігар Варашкевіч, калі ў складзе “Бонды” пад час выступу ён выходзіў на сцэну ў ваенным галіфэ і берэце. Цяпер я разумею, наколькі стылёва гэта выглядала ў тыя часы, калі папросту немагчыма было здабыць арыгінальнае сцэнічнае адзенне. Знакаміты берэт Варашкевіча ствараў вобраз мастака і Чэ Гевары адначасова. Увогуле, часцей за ўсё такую рэч апранаюць або мастакі, або вайскоўцы. І гэты незвычайны вобраз адразу правакаваў жаданне разабрацца, што прапаноўвае ў сваёй творчасці такі калектыў.
Узгадваю шалёны поспех “Крамы” у Расеі. У той час ні адзін расейскі рок-гурт не мог нават блізка параўнацца з моцай падачы, рэальным разуменнем музыкі і мастацкім узроўнем “Крамы”. Гэта гаворыць толькі аб тым, што “Крама” павінна была карыстацца надзвычайнай павагай і харчавацца найвышэйшымі ганарарамі. Але любоў да Радзімы ў гэтым выпадку, напэўна, адграла не станоўчую, а спрэчную ролю.
Юбілейныя справаздачы славутых гуртоў для мяне заўсёды свята. Такім маштабным канцэртам “Крама” нібыта падводзіць вынік пэўнага этапа ў творчасці калектыва і чарговы раз карэктуе стратэгію, згодна якой адбываецца развіццё. Шмат можна гаварыць пра гонар і годнасць асобных музыкаў гурта. Галоўнае не забываць аб тым, што музыка “Крамы” сама па сабе настолькі запальная і адначасова лірычная і шчырая, што да яе час ад часу проста трэба вяртацца як да першакрыніцы чыстай вады».
Анастасия Дубовик
Легендарная белорусская рок-группа «Крама» приглашает на свое 25-летие в PRIME HALL!
Большой концерт состоится 12 ноября в 19.00.
При участии Neuro Dubel, Trubetskoy, J:MOPC, Палац и др.
Билеты от 180 000 до 350 000.
Инфолиния: +375298517706, +375445517706