• budzma.by
  • Пра нас
  • Крама
Будзьма беларусамі! Будзьма беларусамі!
telegram www.instagram.com/budzma/ Facebook.com vk.com twitter.com youtube.com
  • Актуаліі
  • Меркаванні
  • Маё права
  • Гісторыя
  • Літаратура
  • Фотарэпартаж
  • Афіша
  • "Будзьма!" прапаноўвае
22.03.2016 | Грамадства Adnak!

Дзмітрый Апаленіс, AIDA Pioneer: «Навошта нам фестывалі? Каб рухацца наперад»

Подводя итоги года в рекламной индустрии, Ассоциация Рекламных Организаций Беларуси (АРО) опубликовала рейтинг белорусских агентств. И началось: «Рынка нет. И вы верите в этот рейтинг? Кому он нужен? Фестивали — это игрушки, лучше бы работой занимались. Кто эти агентства? В этом году не до фестивалей…» Коллеги, самим не надоело слушать нытье и отговорки?

_DSC5992_c.jpg

Давайте разберемся с тремя базовыми вопросами:

  • Что такое рейтинг рекламных агентств?
  • Что это значит — победа на международном фестивале?
  • Зачем агентству участвовать в фестивале и как это связано с ежедневной клиентской работой?

Что такое рейтинг рекламных агентств?

Это четкая и понятная система оценки агентств, построенная на их заслугах в международных фестивалях рекламы. Ключевое слово – «международных». В рейтинге участвуют далеко не все существующие фестивали, а только общепризнанные. Причем у каждого свой коэффициент. Так, например, у ИДЕИ 0,5, в то время как у КАНН 4. Список определялся лучшими и наиболее опытными представителями рынка.

Это идеальная и единственно верная оценка работы агентств? Конечно, нет! Во-первых, не учитывается специализация — брендинг, креатив, маркетинговые сервисы, digital, PR. Но это вынужденная мера, обусловленная маленьким количеством игроков, работы которых получают награды на фестивалях. В положении о рейтинге существует отраслевое деление, но, к сожалению, на практике последние два года оно не применяется. Во-вторых, нам однозначно не хватает адекватной оценки клиентов. В 2012 году  рейтинг на основе опроса клиентов был составлен МАСМИ и показывал знание клиентами агентств и готовность сотрудничать с ними. Сегодня наиболее важными критериями для клиентов являются не известность агентства, а качество, эффективность, клиентинг. Подобная система оценки была бы полезна рынку — агентствам для «работы над ошибками», а клиентам для принятия решений при выборе партнеров. Очень надеюсь, что в ближайшем будущем это станет возможным. В-третьих, было бы неплохо профессионально оценивать эффективность реализованных агентствами проектов. Это возможно при наличии конкурсов наподобие EFFIE.

Как же оцениваются работы в других странах? В мире существует ряд признанных ресурсов, которые составляют рейтинги лучших агентств на основе фестивальных заслуг. Региональная оценка менее популярна. Есть ли шанс у белорусского агентства попасть в ТОП 100? Сомневаюсь, а значит и подобная система для нас не актуальна. В России и Украине достаточно эффективно работает принцип национального рейтинга, также основанный на фестивальных заслугах. Вот только размеры рынка позволяют сделать отраслевую классификацию, а еще там существует EFFIE, где главным критерием является эффективность.

Как видите, у нас есть две опции — играть по существующим правилам, которые, кстати, неплохо работают уже много лет в странах-соседях, или уповать на субъективные оценки и доводы. Я выбираю первый вариант: агентствам и клиентам нужен ориентир, ведь для одних это стимул для развития, а для других — один из критериев выбора партнера. Надеюсь, что в ближайшее время АРО будет активнее, что позволит сделать систему рейтингов более сбалансированной.

Что это значит победа на международном фестивале?

Международный фестиваль — это машина, которая перемалывает тысячи работ. И не обязательно хороших. Выставить работу — не значит победить! В жюри лучшие из лучших: в последнее время даже на постсоветском пространстве все больше и больше иностранцев. Много работ — мало времени на судейство. Это значит, что работа должна «порвать» или как минимум «зацепить» большинство членов жюри уже на предварительном просмотре. Ну а потом ее потенциала должно хватить для того, чтобы выстоять на обсуждении. Представьте, 6-7 профессионалов со всего мира разбирают работу по полочкам, спорят, ругаются. Здесь нет места компромиссам — либо ты сделал крутой проект, либо у тебя нет шансов! Здорово ли попасть хотя бы в шорт-лист? О, да! И безумно сложно.

Какая работа может победить на фестивале? Ну уж точно не «просто очень креативная». Критерий первый — идея. Она должна быть четкой, оригинальной, решающей поставленную в брифе задачу, запоминающейся и удивляющей. И решение задачи — один из самых важных аспектов. Критерий второй — execution. Уже давно просто придумать недостаточно. Реализация должна быть идеальной — будь то логотип, рекламный ролик, принт или промо кампания. Все должно быть детально продумано и сделано бескомпромиссно «круто». Критерий третий — эффективность: в последнее время многие фестивали ввели такие конкурсы как «маркетинговая эффективность». Наконец, креативные работы судятся по результату и эффекту. У оригинального и нестандартного, но никому не нужного и бесполезного решения шансов нет.

ТО ЕСТЬ ПОБЕДА НА ФЕСТИВАЛЕ — ЭТО ВЕСЬМА СЛОЖНАЯ ЗАДАЧА, КОТОРАЯ ТРЕБУЕТ ОГРОМНОГО КОЛИЧЕСТВА УСИЛИЙ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И ОПЫТА. ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЕСОМЫЙ АРГУМЕНТ, ПОСКОЛЬКУ ЯВЛЯЕТСЯ СОБИРАТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКОЙ ЗАСЛУЖЕННЫХ МИРОВЫХ ПРОФЕССИОНАЛОВ. ЕСЛИ БЕЛОРУССКОЕ АГЕНТСТВО ДОБИВАЕТСЯ УСПЕХА НА ФЕСТИВАЛЕ, ОНО ЯВНО «ВПЕРЕДИ ЛОКАЛЬНОГО РЫНКА», УМЕЕТ РАБОТАТЬ С ПОТРЕБИТЕЛЬСКИМИ ИНСАЙТАМИ И НАХОДИТЬ НЕСТАНДАРТНЫЕ РЕШЕНИЯ, В КОМАНДЕ ЛУЧШИЕ ИЗ ЛУЧШИХ, А АМБИЦИЙ ХОТЬ ОТБАВЛЯЙ — ПОЧТИ ИДЕАЛЬНЫЙ ВЫБОР ДЛЯ КЛИЕНТА.

Зачем агентству участвовать в фестивале и как это связано с ежедневной клиентской работой?

Во-первых, это развитие, движение вперед и способ не отставать от рынка, чувствовать его и пытаться играть на опережение. Участие в «фестивальном движении» позволяет агентству улучшать качество своего продукта. Задав себе эту высокую планку, меняется отношение к каждому проекту — невозможно отказаться от стремления сделать лучше, умнее, интереснее, эффективнее. Хочется удивлять клиента, потребителя, конкурентов. Хочется делать проекты, которыми будешь гордиться. И это невозможно без опыта, системности в работе, постоянного развития и обучения сотрудников, сильной команды и, конечно, клиентов-партнеров.

Во-вторых, это бизнес. Многие клиенты весьма адекватно оценивают фестивальные успехи агентства и учитывают этот фактор при выборе партнера. Ведь брендам важно выстраивать с потребителем эффективную коммуникацию, а это значит удивлять, вовлекать и «быть на шаг впереди». Фестивальные победы позволяют агентству выбирать наиболее интересных и перспективных клиентов, делать более интересные и качественные проекты, а значит расти, развиваться и больше зарабатывать.

В-третьих, это лучшая мотивация для команды. Участие в фестивале — это общение, новые знания, новые стандарты и правила игры, новые связи и идеи. Это лучший драйвер не оставаться в профессии статистом, а стремиться быть лучшим из лучших.

В-четвертых, это просто «круто». Ничто в нашей профессии не заменит томительного ожидания и нескольких минут восторга и эйфории всей команды агентства при объявлении результатов. Те, кто слышал название своего агентства на церемонии награждения или с повышенным сердцебиением находил себя в списке победителей на сайте фестиваля, меня поймут. Остальным рекомендую это пережить!

И напоследок

2015 год. В рейтинге три агентства. И это реальное положение вещей. У других просто не получилось. Все доводы о неучастии по каким-либо причинам — фикция и отговорки. Достаточно посмотреть список работ хотя бы «Белого квадрата». В 2015 году на фестиваль было подано 1038 работ, Беларусь была представлена 50 участниками и 190 работами. К сожалению, большинству сильных и ранее побеждавших агентств не удалось добиться успеха. Причины у каждого свои.

Участвовать или нет в фестивалях, каждый решит для себя сам. Мы продолжаем. Коллеги, давайте развивать наш рынок вместе!

Дмитрий Аполенис
Креативный директор AIDA Pioneer Branding & Creative companyP.S. Хотите об этом поговорить? Почта, Facebook! 

Tweet

Апошняе ў рубрыцы:

valiancina_shauchenka
Літаратура

Генрых Далідовіч у праграме «Кантэкст». Глядзеце новы выпуск!

ГА «Саюз беларускіх пісьменнікаў» працягвае свой відэапраект — цыкл літаратурных гутарак «Кантэкст». У кожным «Кантэксце» вас чакаюць інтэрв’ю з вядомымі беларускімі літаратарамі, а таксама іх аўтарскія...

valiancina_shauchenka
Літаратура

Новая кніга «Беларускага кнігазбору»: украінскі дзіцячы бестселер па-беларуску

У кнігі «36 і 6 катоў» дзіцячай пісьменніцы Галіны Удавічэнка толькі ва Украіне — 35 перавыданняў, 149 тысяч асобнікаў! Пра беларускае выданне Нашай Ніве расказваюць самі перакладчыкі, дружная...

valiancina_shauchenka
Грамадства

Дзве матрыцы і адна Галгофа Аляксея Навальнага

Алесь Кіркевіч піша на budzma.by пра феномен расійскага палітыка Аляксея Навальнага Навальны зрабіў смелы ўчынак. Не паспрачаешся. Менавіта таму найбліжэйшым часам ён будзе піць зусім не нямецкае піва,...

valiancina_shauchenka
Літаратура

Рахункі вядомага беларускага выдавецтва заблякаваныя. Як можна яго падтрымаць?

15 студзеня ў выдавецтва «Янушкевіч» прыйшлі з аглядам супрацоўнікі Дэпартамента фінансавых расследаванняў. Дырэктара выдавецтва Андрэя Янушкевіча выклікалі на допыт. Увечары яго адпусцілі, але цяпер...

Апошнія навіны

    Літаратура
    Генрых Далідовіч у праграме «Кантэкст». Глядзеце новы выпуск!
    Літаратура
    Новая кніга «Беларускага кнігазбору»: украінскі дзіцячы бестселер па-беларуску
    Грамадства
    Дзве матрыцы і адна Галгофа Аляксея Навальнага
    Літаратура
    Рахункі вядомага беларускага выдавецтва заблякаваныя. Як можна яго падтрымаць?
    Культура
    Былы палац культуры ў Гродне стане музеем
    Краіна
    Заўтра чакаецца рэзкае пацяпленне. Чым гэта небяспечна?
    Літаратура
    Выйшаў Альманах беларускіх пісьменнікаў замежжа «Беларус» за 2020 год. Абвешчаны прыём тэкстаў у наступны выпуск
    Грамадства
    Улады забаранілі перавод часткі ахвяраваньняў беларускім сіротам, дзецям з анкалёгіяй і пацярпелым ад гвалту
    Грамадства
    Міністр інфармацыі прыгразіў заблакаваць TUT.BY
    Грамадства
    Праваслаўны святар і студэнткі Медуніверсітэта пачалі галадоўкі салідарнасці з палітвязнем Лосікам
    Краіна
    У маразы пад Гродна знайшлі новы від птушак для Беларусі - качку-каралінку
    Замежжа
    Цяпер яшчэ і Нартумбрыя
    Гісторыя
    Спрэчнае жыццё бацькі беларускай граматыкі
    Грамадства
    «Зіма ваша, вясна — наша». Вадзім Мажэйка пра сыход з унівэрсытэту фізкультуры і стратэгічную перамогу
    Літаратура
    Пачаўся прыём заявак на прэмію «Дэбют» імя Максіма Багдановіча

Афіша

  • 21.01 19:00Літаратурна-музычнае мерапрыемства “Мой Багдановіч”
  • 06.05 20:00Народны альбом

УСЕ ПАДЗЕI

Рассылка навінаў

Важнае пра нас

  • Што такое "Будзьма беларусамі!"
  • Рэкламадаўцам
  • Асобы кампаніі
  • Усе праекты "Будзьма!"
  • Рэдакцыйная пошта: razam@budzma.org

Папулярнае

    • Віктар Марціновіч: Пуцін на беларускай сцежцы
    • Інфармацыйныя спецаперацыі супраць Беларусі ў заходніх СМІ
    • 29-гадовы дырэктар Нацыянальнага гістарычнага музея пакідае пасаду
    • «Выпадкаў несправядліва асуджаных у Беларусі вельмі шмат»
    • «Словы мацней»: Галіна Казіміроўская чытае твор Міхася Чарота

Ахова спадчыны

  • Смуткуем…
  • Сумесныя кансервацыйныя працы
  • Новыя перспектывы супрацы
  • Другое жыццё твора мастацтва
  • Праблема Жыровічскага манастыра вырашана
© Грамадская культурніцкая кампанія «Будьма беларусамі!», 2008-2019.
Логотип
Распрацавана і звярстана Логотип компании IBWM