Галоўны рэжысёр сталічнага тэатра лялек Аляксей Ляляўскі планаваў выпусціць спектакль «Николаша» яшчэ ў красавіку гэтага года. Тады яму перашкодзіў коронавирус, ранняй восенню — хваробы акцёраў. Прэм’ера адбылася толькі ў канцы лістапада. Тэатральны аглядальнік TUT.BY Дзяніс Марціновіч схадзіў на першы паказ і распавядае пра свае ўражанні.
В наше революционное время мало кто хочет видеть в театрах очередные комедии, которыми по старой традиции балуются некоторые столичные коллективы. От художников ждут четкой гражданской позиции, представить которую со сцены — почти невыполнимая задача (особенно если речь идет о государственных учреждениях).
Вариантов несколько. Не играть вообще — его выбрали труппы Купаловского, часть коллективов Гродненского и Нового драматического театра. Искать скрытые и явные смыслы в старых постановках или восстанавливать их (например, в ТЮЗе после перерыва показали спектакль «Майго юнацтва крылы», посвященного судьбе Кастуся Калиновского). Организовывать специальные проекты (например «Наш Короткевич» в РТБД). Но театр кукол пошел своим путем.
Фото: Анна Шарко, архив Белорусского государственного театра кукол Лебедев (Алексей Сенчило), Марфутка (Юлия Морозова)
Режиссер Алексей Лелявский поставил спектакль «Николаша» по мотивам пьесы «Иванов». Это раннее произведение Чехова, написанное за девять лет до «Дяди Вани» и «Чайки», а также первое произведение драматурга, поставленное на сцене. Впрочем, «Иванова» активно ставят в театрах.
Откуда такое название у спектакля Лелявского? Так с определенной снисходительностью обращаются к главному герою пьесы, помещику Николаю Иванову (актер Дмитрий Рачковский). Он почти разорен, его жена (Наталья Кот-Кузьма) больна чахоткой, а сам должен серьезные деньги председателю земской управы Лебедеву (Алексей Сенчило). Приходит время платить проценты, а возможности для этого нет. Но в Иванова влюблена Шурочка (Наталья Легкина), дочь Лебедева.
— Пьесу я написал нечаянно, после одного разговора с Коршем (знаменитый русский антрепренер. — Прим. TUT.BY). Лег спать, надумал тему и написал. Потрачено на неё 2 недели или, вернее, 10 дней, — признавался Чехов.
Фото: Анна Шарко, архив Белорусского государственного театра кукол
Позже он серьезно переработал текст. Вторая редакция пьесы, в которой Иванов кончает жизнь самоубийством, стала канонической. Именно она представлена в собрании сочинений писателя. Но Лелявский принципиально обратился к первой редакции «Иванова». Не будем спойлерить, каким оказался финал. Попытаемся разобраться в решении режиссера.
Сценография Людмилы Скитович внешне проста. На авансцене — зеленая софа. На задниках возникают изображение бора и сада, тени людей, совершающих прогулку, и картина Шишкина «Утро в сосновом лесу» — именно в одного из медведей, изображенных на работе, будет целиться во время охоты Иванов. Скитович использует и подвижные элементы сценографии: в некоторых сценах «кубики», на которых изображен сад, разъезжаются. Это позволяет актерам как будто искать и находить друг друга в лабиринте аллей.
Скитович — автор и костюмов к «Николаше», нарочито решенных в стиле китч. Исключений нет: все герои (от дам уездного общества до самого Иванова) носят халаты, платья и костюмы, от блесток и в целом от пестроты которых буквально рябит в глазах. Даже парики, которые носят женщины, созданы из цветов.
Фото: Анна Шарко, архив Белорусского государственного театра кукол Слева направо: Доктор (Илья Сотиков), Иванов (Дмитрий Рачковский), Лебедев (Алексей Сенчило) и Мишка (Валерий Зеленский)
Внешняя, даже чрезмерная эффектность сильно контрастирует с общей атмосферой спектакля. «Николаша» — камерная, уютная, в чем-то интимная постановка. До ее манерных героев словно не долетают внешние бури, они гармонично живут в своем мещанском мирке.
Среди него особенно выделяется «массовик-затейник» (точнее, управляющий имением) Мишка, решенный актером Валерием Зеленским в комичном ключе, с элементами легкой развязности и вульгарности. Заметен и доктор (Илья Сотиков), который говорит долгими и временами занудными монологами, словно стоя перед публикой на авансцене. На сцене Театра кукол сложился интересный актерский ансамбль.
Символом этого мещанского мира становятся фигуры лебедей, которые появляются в сцене игры в карты. Кстати, используются они вполне себе оригинально: например, Лебедев наливает из клюва горячительные напитки.
Фото: Анна Шарко, архив Белорусского государственного театра кукол
К мещанскому миру принадлежат почти все действующие лица, исключений нет. Да, граф Шабельский (Владимир Грамович) сохранил остатки аристократизма из своей прошлой жизни. А молодая Шурочка выделяется своим наивным, категоричным желанием защитить возлюбленного. Но вопрос возраста — точнее, принадлежность к разным поколениям — не играет особой роли. Недаром роль старухи исполняет в спектакле молодая Любовь Клок. Дело скорее в мировоззрении.
В «Николаше» есть интересная сцена, когда Иванов приходит к Шурочке и хочет отказаться от нее: мол, не готов. В голосе героини, до этого мягком и нежном, начинает звучать металл. Она словно готова топнуть ножкой и ведет себя как ребенок, у которого забрали любимую игрушку. По точному замечанию критика Анастасии Панкратовой, Шурочка выступает как представитель «золотой молодежи», которой нужно все и сразу. Но когда она получает желаемое, то становится такой, как все.
Фото: Анна Шарко, архив Белорусского государственного театра кукол. Шурочка (Наталья Легкина)
А как же Иванов? Герой Дмитрия Рачковского выглядит не звездой — душой компании (когда он появляется у Лебедевых, никто не обращает на него внимания), а попутчиком, который вовремя не вышел на нужной ему станции. Где-то совестливый, а где-то нерешительный, человек внезапных импульсов и эмоций, он, по словам той же Панкратовой, попадает из одного любовного капкана в другой: ведь Иванов так и не решил для себя, любит ли он Шурочку. Это она сделала за него свой выбор.
Линия Иванова превращается в историю об одиночестве. Только с той разницей, что герой так и не смог это одиночество отстоять. Поэтому в том, как Лелявский решил образ доктора (поначалу его однотипность вызывает удивление), есть своя логика: если герой не может решить свою судьбу сам, обязательно найдется тот, кто сделает это за тебя. Особенно если у этого человека есть четкое представление о том, как надо поступать и что делать.
Фото: Анна Шарко, архив Белорусского государственного театра кукол. Иванов (Дмитрий Рачковский)
Каково место нового спектакля в репертуаре Театра кукол и в современной системе театральных координат? Те, кто видел «золотой период» в творчестве Алексея Лелявского, его «Драй швестерн», «Чайку» и «Вишневый сад» — не говоря уже о более ранних спектаклях, — возможно, согласятся со мной: новая премьера логично продолжает новый этап в его творческой биографии. В спектаклях Mann ist Mann, «Пушкин. Очень маленькие трагедии», а теперь в «Николаше» Лелявский ведет свою, важную ему линию. Это высказывание мудреца иногда вне времени и пространства, в котором не всегда и не во всем чувствуется ритм и энергетика нашего дня. А их концепция все же чуть более проста, если отталкиваться от привычного нам уровня.
Но все же в финале спектакля задуманный пазл складывается, а в дисгармонии внешней картинки и внутреннего содержания чувствуется определенная привлекательность. Да, возможно, это не прорыв. Но это профессионально сделанный, честный спектакль, который стоит посмотреть в 2020 году.